ИНФОРМАЦИЯ
о результатах экспертно
-
аналитического мероприятия «Внешняя проверка
годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования
городской округ Судак Республики Крым за 2020
год»
29
апреля
2021
года
г. Судак
1.
Общие положения. Правовые основания подготовки заключения.
Заключение Контрольно
-
счетной палаты города Судака (далее
–
КСП) на отчет об
исполнении бюджета города Судака за
2020
год подготовлено в соответствии со ст. 157, 264.4 и
268.1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее
–
БК РФ), Положением о бюджетном
процессе в городе Судаке, утвержденным решением 66 сессии 1 созыва Судакского городского
совета от 28.12.2017 года № 745,
Положением о Контрольно
-
счетной палате города Судака
Республики Крым, утвержденным решением 5 сессии 1 созыва Судакского городского совета от
30.03.2015 года № 221,
планом работы Контрольно
-
счетной палаты города Судака Республики
Крым на
2020
год, утвержденным
распоряжением председателя Контрольно
-
счетной палаты
города Судака от 26.12.
2019
г №73
-
р.
Отчет
за 2020г.
представлен администрацией города Судака в Контрольно
-
счетную палату
для проведения внешней проверки одновременно с проектом решения Судакского городского
совета «Об исполнении бюджета муниципального образования городской округ Судак
Республики Крым за
2020
год» и годовой бюджетной отчетностью с полным соблюдением
требований по объемам и срокам представления, установленным статьями 34, 35 Положения о
бюджетном процессе.
Заключение подготовлено с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной
отчетности главных администраторов средств бюджета города Судака за
2020
год, проведенной в
соответствии со ст. 264.4 БК РФ, результатов проведенных Контрольно
-
счетной палатой города
Судака контрольных и экспертно
-
аналитических мероприятий.
Отчет об исполнении бюджета городского округа Судак Республики Крым за
2020
год
представлен администрацией города Судака с полным соблюдением требований по объему и
срокам представления, установленным статьями 32, 34 Положения о бюджетном процессе.
Показатели Отчета об исполнении бюджета по доходам, по расходам и источникам
финансирования дефицита, подлежащие утверждению, соответствуют итоговым суммам
фактических поступлений доходов и выбытий из бюджета
городского округа Судак, с учетом
уведомлений, подтверждены отчетом о кассовых поступлениях и выбытиях.
Исполнение бюджета осуществлялось в условиях действия новой коронавирусной
инфекции
COVID-19
, что оказало значительное влияние на исполнение доходной части местного
бюджета.
В доход бюджета поступило 899
277
711,35
рублей, кассовые расходы составили 895
154
656 72
рублей, превышение доходов над расходами (профицит) сложилось в сумме
4
123
054,639 рублей.
Плановое задание по доходам, утвержденное решением Судакского городского совета в
последней редакции, выполнено на 104,6%.
При этом, первоначальные плановые назначения по
налоговым и неналоговым доходам, утвержденные решением
9
сессии 2 созыва Судакского
городского совета от 10.12.2019г. № 44 были уменьшены в течение финансового года на
40
911
230,90 рублей.
Контрольно
-
счетная палата отмечает, что в течение финансового года по части налоговых и
неналоговых доходов была проведена корректировка первоначальных плановых назначений при
наличии факта перевыполнения плановых назначений, что говорит онизком уровне планирования
у главных администраторов доходов.
2
План по расходам, уточненный в рамках реализации полномочий администрации города
Судака по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение
о бюджете, определенных статьей 26 Положения о бюджетном процессе, исполнен на 96,9%.
Перевыполнениеплана по доходам бюджета в
2020
году составило
39
539
016,07
рублей,
при этом:
-
перевыполнен план по налоговым и неналоговым доходам на
49
849
016,69 рублей (в
2019
году на 22 042 912,41
рублей) в основном за счет:
налога на доходы физических лиц
(+ 12
798
620,14 рублей)
;
налогов на совокупный доход (+4
974
699,94 рублей);
дохода
от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
(+
11
300 361,99 рублей);
прочих неналоговых доходов
-
платежей за право на установку временных
сооружений(+3 202 238,49 рублей);
-
не выполнен план по
межбюджетным
трансфертам
на
10 310
000,62
рублей (в
2019
году
на 170
807
198,85
рублей).
Поступления налоговых доходов в
бюджет городского округа Судак в
2020
году составляют
149
990
963,18 рублей или 114,4% уточненного годового плана
(в 2019г.
-
185 442 911,46
рублей).
Наибольшую долю налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц
(76,2%), в сумме 114
319
689,14
рублей, или 112,6
% к уточненному плану на
2020
год (план
101
521
069,00
рублей).
При этом в сравнении с 2019 годом
наблюдается снижение поступления данного налога на
29
859
246,04 рублей, или 19,1% (факт
2019
года
–
144
178
935,18
рублей), план
2020
года
перевыполнен на 12,6%, что в сумме составляет
12
798
620,14
рублей.
Неналоговые доходы
исполнены в сумме 173
462
312,61
рублей или121,7
% плановых
назначений. В
сравнении с
2019
годом
поступления увеличились на 14
574
776,60
рублей (факт
2019
года 158
887
536,01рублей) и доля неналоговых доходов в структуре доходов увеличилась
на
2,2
процентных единицы
–
с 17,1% до 19,3%.
Наибольшую долю неналоговых поступлений занимают доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности
–
66,8%, в сумме 115
911
146,19
рублей, или 110,8
% к уточненному плану на
2020
год (104
610
785,10
рублей).
Однако поступления данного налога в
2020
году в сравнении с
2019
годом снизились на
8,4% или на
10
604
621,08
рублей (факт
2019
года
–
126
515
767,27
рублей).
Программа приватизациив течение последних трех лет не исполняется, что свидетельствует
о низком качестве планирования (в отсутствие оценки целесообразности приватизации
включенных объектов) и постоянном снижении ее результативности. Конкретное значение
доходов не прогнозируется. Приватизация как инструмент повышения эффективности управления
имуществом и снижения неэффективных расходов на содержание в полной мере не используется.
Доходы бюджета от поступлений части чистой прибыли муниципальных унитарных
предприятий исполнены в сумме
1
324
241,19
рублей, по сравнению с
2019
годом в бюджет
поступило на 27
304,84
рублей меньше
(факт
2019
года
– 1
351
546,03
рублей).
Администрации города Судака необходимо провести анализ результатов деятельности
муниципальных унитарных предприятий и принять меры по повышению эффективности их
работы.
По состоянию на 01.01.2021 года задолженность в бюджет по налоговым и неналоговым
доходам без учета долгосрочной выросла на 1429,3% или 354
964
553,33
рублей и составила
379
800
104,45
рублей, в том числе:
-
по налоговым доходам на 31,5% (+150
176,02
рублей);
-
по неналоговым доходам на 1456,6% (+354
814
377,31
рублей).
Исполнение расходной части бюджета
городского округа Судак за
2020
г. составило:
895
154
656,72
рублей или 96,9% к уточненному годовому плану (924
228
306,09
рублей). Это на
4
007
433,13
рублей ниже
показателя исполнения за
2019
год (факт
2019
года
–
899
162
089,85
рублей).
3
Структура расходов бюджета по функциональному признаку в 2019
-
2020 годах сохраняет
социальную направленность. При этом доля расходов на социальную сферу (образование,
культура, социальная политика, физическая культура и спорт) в 2020 году в сравнении с 2019
годом снизилась на 2,1% и составила (в 2019 году
-
75,7%).
Объем неосвоенных бюджетных ассигнований составляет
29
073
649,37
рублей, из них по
расходам за счет собственных средств бюджета городского округа 16
274
994,78
рублей, за счет
средств, полученных из бюджетов других уровней
12
798
654,59
рублей.
Наибольший удельный вес занимает неисполнение расходов по национальной экономике (
-
14
997
580,17
рублей или 26,1%), образованию (
-
4
530
049,56 рублей или 0,9%)
и культуре (
-
6
794
251,73 рублей или 9,9%).
Расходы за счет средств, переданных из бюджетов других уровней
,
составили525
964
895,59
рублей или 97,6% к уточненному плану. Не освоено
12
798
654,59
рублей, в том числе
неисполнение бюджетных назначений:
-
по расходам на выполнение собственных полномочий за счет межбюджетных трансфертов
в сумме
12
738
866,00
рублей,
-
по расходам на выполнение переданных государственных полномочий в сумме 59
788,59
рублей.
В сравнении с показателями
2019
года отмечено снижение
объемов расходов бюджета за
счет вышестоящих бюджетов: объем уточненного плана ниже
на 138
931
882,54
рублей, объем
исполненных расходов ниже на 28
318
833,43
рублей.
Объем остатков средств на едином счете местного бюджета по состоянию на 01.01.
2021
года вырос на 28
830
901,49 рублей и составил
91
780
137,56
рублей, из них собственные
средства бюджета городского
округа Судак 91 173 745,74рублей,
целевые средства
республиканского бюджета 606 391,82рублей.
Программная часть бюджета городского округа
исполнена на 96,6%. При уточненном плане
806
048
059,95
рублей кассовые расходы составили 778
717
995,22рублей, в том числе за счет
средств вышестоящих бюджетов 518
731
056,18
рублей.
Доля программных расходов увеличилась в сравнении с 2019 годом и составляет 87% от
общего объема расходов бюджета
(в 2019 году
–
86,1%), доля непрограммных расходов
–
13%.
Уровень исполнения расходов на реализацию муниципальных программ сложился от 43,7%
до 100%. Уровень эффективности по 9 муниципальным программам определен, согласно
аналитической справки управления экономического развития администрации города Судака, как
высокий, 6 программ исполнены со средним уровнем эффективности и 4 программы с низким.
Контрольно
-
счетная
палатаотмечает отсутствие
увязки
муниципальных программ соСтратегией
развития городского округа Судак до 2030 года.
Уточненный план по бюджетным инвестициям выполнен
на 76,3%, кассовые расходы
составили 45
215
027,84
рублей при плане 59
250
645,21
рублей, не освоено 14
035
617,37
рублей,
в том числе межбюджетных трансфертов на сумму
12
170
464,28
рублей, средств местного
бюджета
- 1
864
153,09
рублей.
Низкий уровень освоения бюджетных инвестиций сложился, в основном, по отрасли «
Национальная экономика» в функционально
-
целевом направлении «топливно
-
энергетический
комплекс» (исполнение 62,6%), дорожное хозяйство (исполнение 19,9%) и по отрасли «Культура»
(исполнение 61,2%).
Нарушение плановых сроков освоения бюджетных инвестиций свидетельствует об
отсутствии в администрации города Судака четкой системы управления инвестиционными
проектами, системного контроля за их реализацией и своевременной подготовкой и передачей
подрядчику исходной документации.
Дебиторская задолженность на 01.01.
2021
года составила 7
071
676
056,11
рублей, в том
числе просроченная 147
726
692,37
рублей.
Относительно задолженности по состоянию на 01.01.
2020
года объем дебиторской
задолженности увеличился на 5
446
420
188,88
рублей, в том числе просроченной
–
на
145
314
977,16 рублей.
4
Основной рост дебиторской задолженности произошел за счет роста задолженности по
неналоговым доходам (+6
510
603
991,70 рублей) в связи с реализацией замечаний Контрольно
-
счетной палаты по результатам проверки отчетности ГРБС за 2019 год (в соответствии с п. 20
федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
«Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2016г. № 258н,
Инструкции 162н, поставлена на учет долгосрочная задолженность по доходам от операционной
аренды исходя из всего срока действия договора аренды).
КСП отмечает низкий уровень претензионно
-
исковой работы в администрации как по
отношению к неплательщикам неналоговых доходов, так и в отношении контрагентов,
нарушивших условия исполнения муниципальных контрактов. Так, например, при наличии
просроченной задолженности:
по доходам, получаемым в виде арендной платы за земли в сумме 97 165 718,13
рублей (487 договоров) и пене 24 690 801,09 рублей (1197 договоров) направлено всего 258
претензий и 16 исков в суд на общую сумму 57 276 961,40 рублей, что составляет всего 59% от
суммы просроченной задолженности;
по доходам от сдачи в аренду имущества в сумме 3 536 050,26 рублей направлено
всего 10 претензий и 2 иска в суд на общую сумму 2 527 286,66 рублей или 71,5%.
Кредиторская задолженность
на 01.01.
2021
года составляет26
774
931,14
рублей, что на
1
787
375,72
рублей выше, чем на 01.01.
2020
года,в основном, за счет роста
проплаченных авансов
по налоговым и неналоговым доходам.
В ходе проверки бюджетной отчетности ГРБС установлены факты нарушения принципа
эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, выразившееся в
осуществлении избыточных расходов за счет средств бюджета городского округа на общую сумму
228 718,00 рублей, в том числе:
-
штрафы в сумме 150 000,00.руб.;
-
исполнительский сбор в сумме 78 718,00 рублей
По результатам проверки бюджетной отчетности ГАБС были установлены недостатки и
нарушения при заполнении отдельных форм бюджетной отчетности, не повлекшие
грубого
искажения показателей форм отчетности.
Контрольно
-
счетной палатой,
по итогам внешней проверки,
внесено 2
0
предложений,
включающих предложения по увеличению доходной части бюджета городского округа Судак,
повышению эффективности использования бюджетных средств, внесению изменений в
нормативные
правовые акты городского округа Судак и другие и предложено, в срок до 01.07.202
1
года, предоставить в Контрольно
-
счетную палату план устранения нарушений по результатам
внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 20
20
год.
Проведение внешнего контроля за исполнением бюджета муниципального образования
городской округ Судак Республики Крым за 20
20
год осуществлялось при наличии ограничений,
связанных с камеральным способом проверки.