ИНФОРМАЦИЯ
о результатах контрольного мероприятия
«Проверка законного, целевого и эффективного расходования средств, направленных на
организацию питания в структурном подразделении «Детский сад «Яблонька»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» городского округа Судак
в 2022 году и истекшем периоде 2023 года»
18 апреля 2023 года г. Судак
Контрольно-счетной палатой города Судака Республики Крым в соответствии с пунктом
2.3 Плана работы на 2023 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законного,
целевого и эффективного расходования средств, направленных на организацию питания в
структурном подразделении «Детский сад «Яблонька» МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2» городского округа Судак в 2022 году и истекшем периоде 2023 года».
Объект проверки:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
»
городского округа Судак (далее - Учреждение),
Муниципальное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных
учреждений городского округа Судак» (далее - МКУ).
В соответствии частью 1 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - закон № 273-ФЗ) дошкольные образовательные
организации осуществляют присмотр и уход за детьми.
Присмотр и уход за детьми согласно статье 2 закона № 273-ФЗ – это комплекс мер по
организации питания и хозяйственно–бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения
ими личной гигиены и режима дня.
Согласно п. 2.7 Устава Учреждение осуществляет основной вид деятельности –
«реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования
»,
и
дополнительные виды деятельности:
«реализация основных общеобразовательных программ
дошкольного образования», «присмотр и уход», «деятельность предприятий общественного
питания по прочим видам организации питания», «деятельность в области медицины прочая».
Дошкольное образование в Учреждении осуществляется структурным подразделением
«Детский сад «Яблонька» (далее - ДОУ), действующим на основании Устава и Положения о
структурном подразделении «Детский сад Яблонька» МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 городского округа Судак».
В результате контрольного мероприятия установлены следующие нарушения:
1. Нарушения в сфере обеспечения нормативно-правового регулирования организации
питания.
1.1. Осуществление до 07.07.2022 года лицензируемого вида деятельности (медицинской
деятельности) без лицензии.
1.2. В п. 1.1 Положения о ДОУ приведена ссылка на постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций», которое утратило
силу с 01.01.2021 года.
1.3. Учредителем в нарушение требований п. 2.1 «Порядка установления платы за
присмотр и уход за детьми в муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную
2
деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования в
муниципальном образовании городской округ Судак Республики Крым», утвержденного
постановлением администрации города Судака от 29.08.2018г. № 1020 (далее - Порядок №
1020), ст. 43 закона № 131-ФЗ размер родительской планы за присмотр и уход за детьми в
проверяемом периоде устанавливался распоряжением администрации города Судака, а не
постановлением. Нормативный правовой акт, устанавливающий размер родительской платы на
2022 год, Учредителем не издавался.
1.4. Нарушения положений Учетной политики муниципальных бюджетных учреждений
городского округа Судак для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом МКУ «Центр
по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа «Судак» №37 от
25.08.2020г. (с изменениями, внесенными приказом от 01.04.2021г. № 11.1):
1.4.1. МКУ бухгалтерский учет по начислению и оплате родительской платы ведется с
нарушением положений Учетной политики: вместо того, чтобы аналитический учет расчетов с
родителями и по дебиту и по кредиту вести на одном счете – расчеты с физическими лицами –
счет 07020000000000130 2 20531007, остатки по расчетам с одними и теми же плательщиками -
родителями (законными представителями) детей учитывают на разных счетах: дебит по счету
20531007 расчеты с физическими лицами, кредит по счету 20531002 расчеты с бюджетными
учреждениями (по данным отчета по форме по ОКУД 0503769 «Сведения по дебиторской и
кредиторской задолженности учреждения» (КФО 2 - собственные доходы учреждения) за 2022
год).
1.4.2. В Учетной политике в приложении № 7 не утверждена форма регистра «Ведомости
по расчетам с плательщиками за содержание детей в образовательном учреждении» и не
утверждена периодичность формирования ее на бумажном носителе.
1.5. В форме Договора об образовании по образовательным программам дошкольного
образования, утвержденной приказом директора Учреждения от 27.08.2021г. № 319, не
оговорен порядок уплаты родительской платы: каким способом (перечислением на расчетный
счет или в кассу), на основании какого документа (счета/извещения).
1.6. В нарушение требований Порядка составления и утверждения плана ФХД
муниципального учреждения, утвержденного постановлениями администрации города Судака
№ 1473 от 27.12.2019г на 2022 год и № 1755 от 28.12.2022г. на 2023 год, Учреждением, при
планировании расходов на присмотр и уход за детьми льготной категории и составлении
расчетов (обоснований) к Плану ФХД на 2022 год и на 2023 год, не было учтено количество
детей льготной категории, фактически посещающих ДОУ, кроме того планировались только
расходы на питание детей в сумме 112,10 рублей в день, а расходы на хозяйственно-бытовое
обслуживание детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня в сумме 5,00
рублей в день не были запланированы.
1.7. При наличии в муниципальном задании Учреждения на 2022 год и на 2023 год
услуги по коду БВ19 «Присмотр и уход», которая в соответствии с пунктом 34 статьи 2 закона
№ 273-ФЗ включает в себя комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового
обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, при
отсутствии в муниципальной программе «Развитие образования в городском округе Судак на
2022-2026 годы» мероприятий, предусматривающих присмотр и уход за детьми (то есть
расходов на приобретение продуктов питания и на хозяйственно-бытовое обслуживание детей и
соблюдение ими режима дня), финансирование затрат на питание детей льготной категории в
проверяемом периоде предоставлялось Учреждению в виде Субсидии на иные цели.
3
1.8. Учреждением в 2022 году средства субсидии, предоставленной на питание детей
льготной категории были использованы не в полном объеме (исходя из фактического
посещения детьми ДОУ. В январе-феврале 2023 года расходы на питание детей льготной
категории (при посещении детьми ДОУ в количестве 158 детодней) за счет субсидии не
производились.
В нарушение пункта 5 Порядка № 1020 - расходы на питание детей льготной категории
осуществлялись за счет родительской платы за детей, посещающих дошкольное учреждение на
общих основаниях.
2. Нарушения Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2.1. Нарушение ст. 10, ст.13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете»: отчетность по форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской
задолженности» по состоянию на 01.01.2023 года (дебиторская и кредиторская задолженность),
составленная МКУ по итогам 2022 года, не является достоверной
(пункт 2.4, 2.9.
Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита
(контроля)).
Искажение показателей отчетности по форме 0503769 «Сведения о дебиторской и
кредиторской задолженности» по состоянию на 01.01.2023 года (кредиторская задолженность)
составляет 2%.
Искажение показателей отчетности по форме 0503769 «Сведения о дебиторской и
кредиторской задолженности» по состоянию на 01.01.2023 года (дебиторская задолженность)
составляет 23,5%.
2.2. В нарушении требований ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» при заполнении меню-требования на выдачу продуктов питания: в
основной таблице документа не заполняется строка «количество порций», не указываются
данные в графе 3 «единица измерения»; в дополнительной таблице не указывается плановая
стоимость на всех довольствующихся (графа 5) и фактическая стоимость (графа 6)
(пункт 2.2.
Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита
(контроля)).
2.3. Данные меню-требования на выдачу продуктов питания за 01.11.2022 года на сумму
8 486,01 рублей не отражены в учете. В нарушение ст. 10, ст.13 закона 402-ФЗ, годовая
отчетность Учреждения за 2022 год, содержащая сведения о движении нефинансовых активов
учреждения, не соответствует первичным учетным документам по расходу продуктов питания
(меню-требованиям) на сумму 8 486,01 рублей.
3. Нарушение норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения», утвержденных Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г. № 32, технологии
изготовления блюд.
3.1. В ДОУ не соблюдены нормы потребления среднесуточного набора пищевой
продукции согласно Приложению №7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В 2022 году не выполнялись среднедневные нормы по 22 наименованиям продукции из
29. В среднем по итогам 2022 года среднесуточные нормы потребления пищевой продукции
выполнены на 86,2% от норматива.
4
В январе-феврале 2023 года не выполнялись нормы по 19 наименованиям продукции из
28. В среднем за январь-февраль 2023 года среднесуточные нормы потребления пищевой
продукции выполнены на 92,8% от норматива.
3.2. В Цикличном меню утвержден выход блюд в меньших объемах, чем предусмотрено
нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (таблица 1 Приложения № 9).
3.3. В Цикличном меню утвержден выход блюда, который не соответствует выходу
блюда, предусмотренному технологической картой блюда.
3.4. При несоблюдении норм питания в 2022 году средняя стоимость питания на одного
ребенка в день в 2022 году, как уже говорилось выше, составила 111,54 рублей, то есть всего на
0,56 рублей меньше, чем утвержденная Учредителем стоимость питания в день 112,10 рублей.
Согласно калькуляционным карточкам на блюда Цикличного меню на 2023 год средняя
расчетная стоимость питания в день 112,18 рублей, что на 0,08 рублей больше утвержденной
Учредителем стоимости питания.
Утвержденная Учредителем стоимость питания в размере 112,10 рублей в день не
обеспечивает полноценное питание детей в соответствии с нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и
технологическими картами блюд.
3.5. В технологических картах блюд допущены исправления. Исправления не содержат
дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено
исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для
идентификации этих лиц. Исправленные значения не соответствуют расходу сырья,
предусмотренному Сборником рецептур 2016 для соответствующего блюда.
3.6. В нарушение требований п. 8.1.2, п. 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, Учреждением при
составлении ежедневных меню-требований систематически не учитывается утвержденное
Цикличное меню – набор блюд по приемам пищи завтрак, обед, полдник в ежедневном меню не
соответствует набору блюд ни в одном из десяти дней утвержденного цикличного меню.
3.7. При составлении меню-требования допускалось применение норм расхода сырья, не
соответствующих технологическим картам.
Контроль соблюдения норм питания в ДОУ ответственными лицами, комиссией по
контролю за организацией и качеством питания организован на недостаточном уровне.
3.8. В нарушение требований п. 3.1 Положения о комиссии по контролю за организацией
и качеством питания, бракеражу готовой продукции, утвержденного приказом директора
Учреждения № 319 от 27.08.2021г., СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и Методических рекомендаций МР
2.3.6.0233-21 «2.3.6 Предприятия общественного питания. Методические рекомендации к
организации общественного питания населения» (утверждены Главным государственным
санитарным врачом РФ 02.03.2021) бракераж готовой продукции в ДОУ проводился не
ежедневно.
Также в нарушение условий Положения о комиссии по контролю за организацией и
качеством питания, бракеражу готовой продукции в учреждении созданы комиссия по
организации питания и бракеражная комиссия вместо единой комиссии по контролю за
организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции.
4.
Нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд».
4.1. В нарушение требований ч. 1, ч.2 ст. 38 закона №44-ФЗ в Учреждении до 09.01.2023
года не была создана контрактная служба (назначен контрактный управляющий).
5
4.2. В нарушение ст. 16 закона №44-ФЗ в 2022 году не были внесены изменения в план-
график закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения новых показателей плана ФХД (3
раза в 2022 году, 1 раз в 2023 году).
Совокупный годовой объем закупок в плане-графике закупок на 2023 год, утвержденном
10.01.2023 года, не соответствует расходам на закупку товаров, работ, услуг, предусмотренную
планом ФХД на 2023 год.
4.3. При утверждении плана-графика закупок на 2022 год (последняя версия от
09.12.2022г.) со СГОЗ 25 205 689,73 рублей, Учреждением запланированы закупки по п.4 ч.1
ст.93 закона № 44-ФЗ в сумме 2 808 756,03 рублей (при разрешенном объеме закупок по
данному пункту в объеме 2 000 000,00 рублей или не больше 10% СГОЗ, что составляет
2 520 568,97 рублей).
При утверждении плана-графика закупок на 2023 год (последняя версия от 12.04.2023г.)
Учреждением так-же нарушено данное ограничение: при СГОЗ в плане-графике 16 978 093,20
рублей Учреждением запланированы закупки по п.5 ч.1 ст.93 закона № 44-ФЗ в сумме
9 060 359,37 рублей, то есть на 571 312,77 рублей больше, чем разрешенный объем (50% СГОЗ)
8 489 046,60 рублей. Согласно плану ФХД от 31.03.2023г. расходы на закупку товаров, работ,
услуг утверждены в сумме 17 628 214,73 рублей, 50% от которой составляет 8 814 107,37
рублей.
4.4. В нарушение ч. 2 ст. 34 и п. 1.2 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ по двум контрактам была
изменена цена контракта на сумму, превышающую 10% первоначальной цены контракта.
По результатам контрольного мероприятия в адрес Учреждения и МКУ направлены
представления с предложением принять меры по устранению выявленных нарушений,
изложенных в представлении, привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в
нарушении действующего законодательства, а также даны предложения и рекомендации
Учредителю.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес Главы
муниципального образования - Председателя Судакского городского совета.
В соответствии с соглашением материалы по результатам контрольного мероприятия
направлены в Прокуратуру города Судака.