ИНФОРМАЦИЯ
о результатах экспертно
-
аналитического мероприятия «Внешняя проверка
годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования
городской округ Судак Республики Крым за 202
1
год
»
27
апреля
2022
года
г. Судак
В соответствии с планом работы на 2022 год
Контрольно
-
счетной палатой
города Судака
проведено экспертно
-
аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об
исполнении бюджета муниципального образования городской округ Судак за 2021 год с внешней
проверкой бюджетной отчетности главных распорядителей средств местного бюджета»
объектами которого являлись
Главные администраторы бюджетных средств;
Главные администраторы доходов местного бюджета
-
органы государственной власти РФ
,
органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления городского
округа Судак.
Предмет контроля:
Отчет об исполнении местного бюджета за 2021
год, консолидированная бюджетная
отчетность МО городской округ Судак, бюджетная отчётность ГАБС и сводная бухгалтерская
отчётность бюджетных и автономных учреждений.
Результаты экспертно
-
аналитического мероприятия:
1.
Отчет об исполнении бюджета городского округа Судак Республики Крым за 2021
год
представлен администрацией города Судака с полным соблюдением требований по объему и
срокам представления, установленным статьями 32, 34 Положения о бюджетном процессе.
Показатели Отчета об исполнении бюджета
по доходам, по расходам и источникам
финансирования дефицита,
подлежащие утверждению
, соответствуют итоговым суммам
фактических поступлений доходов и выбытий из бюджета городского округа Судак, с учетом
уведомлений, подтверждены отчетом о кассовых поступлениях и выбытиях.
2
.
В доход бюджета поступило 1 393 296 718,50рублей, кассовые расходы составили 1 355
798 648,23
рублей, превышение доходов над расходами (профицит) сложилось в сумме 37 498
070,27
рублей.
Плановое задание по доходам, утвержденное решением Судакского городского совета в
последней редакции, выполнено на 105,4%.
При этом, первоначальные плановые назначения по
налоговым и неналоговым доходам, утвержденные решением
2
9 сессии 2 созыва Судакского
городского совета от 09.12.
2020
г. № 208
были увеличены
в течение финансового года на 72 502
139,63рублей.
По налоговым доходам наибольшее увеличение произошло по налогу на доходы физических
лиц (+14 337 066,00 рублей или 9,3%) и налогам на совокупный доход (+8 636 987,00 рублей или
43,3%).
По неналоговым доходам наибольшее увеличение произошло по доходам от продажи
материальных и нематериальных активов (+37 128 638,00 рублей или в 7 раз), по доходам от
оказания платных услуг и компенсации затрат государства (+6 459 488,00 рублей или в 14,5 раз) и
доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (+4 187
543,00 рублей или 3,2%).
Контрольно
-
счетная палата отмечает низкое качество планирования доходной части
бюджета, на которое, в том числе, оказал влияние уровень прогнозных значений Межрайонной
инспекции ФНС № 4 по Республике Крым. Отклонение фактических поступлений налоговых
доходов от прогноза ФНС в целом составило 19,4% или 43 254 193,04 рублей.
По части неналоговых доходов при проведении корректировки плановых назначений в
течение 2021 годане
была
обеспечена их реалистичность.
2
План по расходам, уточненный в рамках реализации полномочий администрации города
Судака по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение
о бюджете, определенных статьей 26 Положения о бюджетном процессе, исполнен на 97%.
3.
Перевыполнение плана по доходам
бюджета в 2021
году составило
71 900 770,57
рублей
,
при этом:
-
перевыполнен план по налоговым и неналоговым доходам на 70 036 657,78рублей (в
2020
году на 49
849
016,69
рублей) в основном за счет:
налога на доходы физических лиц
(+23
771
292,73 рублей, в 2020г.
–
+ 12
798
620,14 рублей);
налогов на совокупный доход (+16
256
811,86 рублей, в 2020г.
–
+4
974
699,94 рублей);
дохода
от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
(+
27
503
546,95 рублей, в 2020г.
-
+11 300 361,99 рублей);
прочих неналоговых доходов
-
оплата компенсационной стоимости за снос
зеленых насаждений(+ 10
813
500,00 рублей);
-
не выполнен план по
межбюджетным
трансфертам
на 129
163,65
рублей (в
2020
году на
10
310
000,62
рублей);
-
превышение доходов от поступлений субсидий прошлых лет от бюджетных
учреждений навозвратом
субсидий (субвенций) в вышестоящие бюджеты составило 1
993
276,44
рублей (в 2020 году 1
882
262,15 рублей).
4.
Поступления
налоговых доходов
в бюджет городского округа Судак в 2021
году
составляют 266 161 952,04рублей или 119,4% уточненного годового плана
(в
2020
г.
-
149 990
963,18 рублей).В сравнении с 2020 годом поступления выросли на 116 170 988,86 рублей.
Удельный вес поступлений в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета составляют
52,1%.
Наибольшую долю налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц
(71,97%), в сумме 191 553 558,73рублей, или 114,2
% к уточненному плану на 2021
год (план 167
782 266,00рублей).
В
сравнении с
2020
годом
наблюдается рост
поступления данного налога на 77 233
869,59рублей, или 67,6% (факт
2020
года
–
114 319 689,14
рублей).
Контрольно
-
счетная палата обращает внимание, что 30.12.2020г. был принят Федеральный
закон N 518
-
ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации", который дополнил ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131
-
ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросом
местного значения следующего содержания: «44) принятие решений и проведение на территории
муниципального, городского округа мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных
объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов
недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости».
Увеличение полномочий органов местного самоуправления в этой сфере позволит
значительно наполнить Единый государственный реестр недвижимости, что в свою очередь
увеличит налоговые поступления от налогов на имущество в местный бюджет.
При этом администрацией города Судака работа в этом направлении в 2021 году не
проводилась.
5
.
Неналоговые доходы
исполнены в сумме 244 389 611,74рублей или112,3
% плановых
назначений. В
сравнении с
2020
годом
поступления увеличились на 90
435
196,73
рублей (факт
2020
года 153
954
415,01рублей). При этом
доля неналоговых доходов в структуре налоговых и
неналоговых доходов снизилась
на
2,
8
процентных единицы
–
с 50,7% до 47,9%.
Наибольшую долю неналоговых поступлений занимают доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности
–
77,9
%
(в 2020 году 60,3%), в сумме
190 438 300,95рублей, или 116,9
% к уточненному плану на 2021
год (162
934
754,00
рублей).
Поступления данного налога в 2021
году в сравнении с
2020
годом увеличились
на 64,3
%
или на 74
527
154,76
рублей (факт
2020
года
–
115
911
146,19 рублей).
3
При этом
отмечается, что:
-
по прочим
поступлениям
от использования имущества, находящегося в собственности
городских округов (плата за наем) исполнениесоставило
818 857,93 рублей, или 99% от годового
плана (план 2021 года 827 374,00 рублей), что на 264 141,11 рублей или 47,6% больше
аналогичного периода прошлого года (в 2020г. поступило 554 716,82 рублей), однако
результаты
контрольного мероприятия показали, что по 342 объектам муниципального жилищного фонда
отсутствуют договора социального найма и плата за наем в бюджет не поступает.
-
по плате, поступившей
в рамках договора за установку и эксплуатацию рекламных
конструкций
,
исполнение составило 93,9% уточненного плана, при этом из 78 участков для
возможного размещения рекламных конструкций, договоры заключены всего на 42 земельных
участка. Таким образом, 36 участков остаются свободными
и своевременное проведение
аукционов
на них
позволило бы выполнить плановые назначения.
6. Программа
приватизации
в нарушение Федерального закона от 21.12.2001 N 178
-
ФЗ "О
приватизации государственного и муниципального имущества", «Положения о приватизации
муниципального имущества городского округа Судак», утвержденного решением № 300 от
23.07.2015г. (с изменениями), Прогнозный план (программа) приватизации недвижимого
имущества на 2021 год не принимался и
решением Судакского городского совета не утверждался.
При этом доходы от реализации имущества, при отсутствии утвержденного Плана приватизации,
составили 4
633
105,02 рублей.
Приватизация как инструмент повышения эффективности управления имуществом и
снижения неэффективных расходов на его содержание администрацией города Судака в полной
мере не используется при том, что в имуществе Казны числится 558 объектов недвижимого
имущества, не вовлеченных в оборот, стоимостью более 3,3 млрд. рублей.
7.
Доходыбюджета от поступлений части чистой прибыли
муниципальных унитарных
предприятий исполнены в сумме 2 182 059,23 рублей, что составляет 93% плановых назначений,
план не исполнен на 164
340,77 рублей, по сравнению с
2020
годом в бюджет поступило на
27
304,84
рублей меньше
(факт
2020
года
–
1
324
241,19
рублей).
При этом доходы от поступления части прибыли от МУП ГОС «Судакмортранс» не
планировались и не поступали.
В заключении по результатам проверки Отчета об исполнении бюджета Контрольно
-
счетная
палата указывала на необходимость проведения анализафинансово
-
хозяйственной деятельности, в
том числе, вышеуказанного предприятия с целью повышения эффективности его работы, при этом
ситуация не изменилась.
8.
Исполнение
расходной части бюджета
городского округа Судак за 2021г. составило: 1
355 798 648,23рублей или 97% к уточненному годовому плану (1 397 911 245,79рублей). Это на
460 643 991,51 рублей выше
показателя исполнения за
2020
год (факт
2020
года
–
895
154
656,72
рублей).
Структура расходов бюджета по функциональному признаку в 2021 году
сохраняет
социальную направленность. При этом доля расходов на социальную сферу (образование, культура,
социальная политика, физическая культура и спорт) в 2021 году в сравнении с 2020 годом
снизилась на 18,3% и составила 55,3% (в 2020 году
-
73,6%). Снижение доли расходов на
социальную сферу в общем объеме расходов поясняется появлением нового раздела расходов
«Охрана окружающей среды», финансируемого за счет межбюджетных трансфертов,
доля которого
составила 23,4%.
9.
Объем неосвоенных бюджетных ассигнований составляет 42 112 597,56 рублей
, из них
по расходам за счет собственных средств бюджета городского округа 31 491 769,21 рублей, за счет
средств, полученных из бюджетов других уровней 10 620 828,35 рублей.
Наибольший удельный вес занимает неисполнение расходов по национальной экономике
(исполнение
–
63,89% от уточненного годового плана, не освоено 21 849 185,73 рублей), и культуре
(исполнение 95,8%, не освоено 2
126
288,30 рублей).
4
10
.
Расходы за счет средств, переданных из бюджетов других уровней,
составили870 065
824,28рублей или 98,8% к уточненному плану. Не освоено 10
620
828,35
рублей, в том числе
неисполнение бюджетных назначений:
-
по расходам на выполнение собственных полномочий за счет межбюджетных трансфертов
в сумме 10
352
222,70
рублей,
-
по расходам на выполнение переданных государственных полномочий в сумме 268
605,65
рублей.
В сравнении с показателями 2020 года отмечен рост объемов расходов бюджета за счет
вышестоящих бюджетов: объем уточненного плана выше на 294 746 605,75 рублей, объем
исполненных расходов выше на 306 809 704,87 рублей.
Существенный рост расходов за счет межбюджетных трансфертов поясняется реализацией
на территории городского округа Судак Национального проекта «Экология» в рамках которого
проводится рекультивация объекта накопления ТКО с суммой финансирования 316
608
956,40
рублей.
11.
Объем остатков средств
на едином счете местного бюджета по состоянию на 01.01.
2022
года
вырос на 37 498 070,27
рублей и составил 129 278 207,83рублей собственных
средств
бюджета городского округа Судак.
12
.
Программная часть бюджета городского
округа
исполнена на 96,85%. При
уточненном плане 1 275 146 492,19рублей кассовые расходы составили 1 234 924 676,27рублей, в
том числе за счет средств вышестоящих бюджетов 864 034 221,93рублей.
Доля программных расходов увеличилась в сравнении с
2020
годом и составляет 91,1% от
общего объема расходов бюджета
(в
2020
году
–
87%), доля непрограммных расходов
–
8,9%.
Уровень исполнения расходов на реализацию муниципальных программ сложился от 27,8%
до 100%. Уровень эффективности по 8 муниципальным программам (в 2020г.
–
9 программ)
определен, согласно аналитической справки управления экономического развития администрации
города Судака, как высокий, 9 программ исполнены со средним уровнем эффективности (в 2020г.
–
6 программ) и 5 программ с низким уровнем эффективности (в 2020г.
–
4 программы).
Из 297
-
ми утвержденных мероприятий муниципальных программ:
-
240 выполнены в полном объеме, из них без привлечения финансовых средств
-
40;
-
26 мероприятий выполнены не в полном объеме;
-
31 мероприятие не выполнено.
По результатам контроля и анализа реализации муниципальных программ сделаны
следующие выводы:
-
в нарушение пункта 1 раздела II «Порядка разработки, формирования, реализации и оценки
эффективности муниципальных программ городского округа Судак Республики Крым»,
утвержденного постановлением администрации города Судака от 05.02.2021 г. № 120 (далее
–
Порядок № 120), до настоящего времени отсутствует увязка муниципальных программ с
документом стратегического развития.
-
муниципальные программы не стали системой взаимоувязанных мероприятий,
направленных на достижение приоритетов и целей политики муниципалитета в сфере социально
-
экономического развития, не обеспечивают согласованность элементов бюджетного планирования
со всеми документами стратегического планирования, формируются исходя из выделенных
бюджетных средств, а не на основании стратегических задач и целей, зачастую представляют собой
набор мероприятий, объединенных, как правило, по отраслевому принципу и не обеспечивающих в
полной мере достижение поставленных целей;
-
отсутствие финансово
-
экономического обоснования при формировании муниципальных
программ в условиях недостаточности бюджетных средств на финансирование вопросов местного
значения, не позволяет обеспечить их эффективное использование
-
выявлены факты, когда при недостижении целевых показателей финансирование
осуществлено в полном объеме (МП «Реализация молодежной политики в муниципальном
образовании городской округ Судак на период 2019
-
2023 годы», МП «Развитие сферы культуры,
межнациональных отношений и обустройства депортированных граждан в городском округе Судак
на 2019
-
2023 годы» и др.);
5
-
в нарушение статьи 69.2 БК РФ не утверждены базовые нормативные затраты на оказание
муниципальных услуг в сфере образования, культуры и спорта, расчет значения базовых
нормативов осуществляется по методу «от обратного», то есть в зависимости от объема
выделенных средств, что приводит к неоднократному их изменению в течение финансового года.
13.
Уточненный план по
бюджетным инвестициям
выполнен на 80%, кассовые расходы
составили 39 756 162,89 рублей при плане 49 710 700,97рублей, не освоено 9
954
538,08 рублей, в
том числе средств местного бюджета
-
9
830
814,18
рублей.
Фактическое исполнение расходов на бюджетные инвестиции составило 39 756 162,89
рублей, что составляет всего 80% годового плана, в том числе за счет собственных средств 32 779
210,79 рублей (82,5%), за счет средств бюджетов других уровней 6 976 952,10 рублей (17,5%).
Низкий уровень освоения бюджетных инвестиций сложился, в основном, по отрасли
«Национальная экономика» в функционально
-
целевом направлении дорожное хозяйство
(исполнение 53,1%), а так же по отрасли «Культура» (исполнение 40,4%).
Из 15муниципальных контрактов
на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт,
заключенных в 2019
-
2021 годах
,
завершено исполнение в срок, предусмотренный контрактом, 1
контракт, не завершено исполнение по 5 муниципальным контрактам, исполнено с нарушением
сроков 9
муниципальных контрактов.
Нарушение плановых сроков освоения бюджетных инвестиций свидетельствует об
отсутствии в администрации города Судака четкой системы управления инвестиционными
проектами, системного контроля за их реализацией и своевременной подготовкой и передачей
подрядчику исходной документации.
14.
Кассовое исполнение доходов
дорожного фонда
при плане 7
455
140,00 рублей составило
7
598
464,20 или 101,9%, расходы исполнены в сумме 6 983 773,79 рублей или 93,7%, уточненного
плана. Остаток средств дорожного фонда на 01 января 2022 года составил 873 438,25 рублей.
1
5
.
Дебиторская задолженность
на 01.01.
2022
года в сравнении с 01.01.2021 года
сократилась на 432
083
198,03 рублей и составила 6 646 044 255,16рублей
(задолженность на
01.01.2021г.
-
7 078 127 453,19
рублей).
При этом
выросла просроченная задолженность
на 56
705
854,57 рублей, с 147
726
692,40
рублей до
204
432
546,94 рублей.
В структуре просроченной дебиторской задолженности основную долю составляет недоимка
по доходам от собственности 70,2%, из них арендная плата за земельные участки 68,6%.
Доля недоимки по штрафам, пеням составляет 46 489 331,16 рублей или 22,7% от суммы
просроченной задолженности, из них штрафы и пени за несвоевременную оплату доходов от
собственности составляют 41 083 273,52 рублей или 88,4%.
В разрезе видов доходов просроченная дебиторская задолженность на 01.01.2022 года по
сравнению с 01.01.2021 года значительно выросла по доходам от арендной платы за земельные
участки
–
на 43 057 874,03 рублей или 44,3% и, соответственно, по доходам от штрафов за
несвоевременную оплату по договорам аренды земли
–
на 15 361 524,15 рублей или 62,2%.
Отмечен
низкий уровень претензионно
-
исковой работы в администрации как по
отношению к неплательщикам неналоговых доходов, так и в отношении контрагентов,
нарушивших условия исполнения муниципальных контрактов.
План мероприятий по росту доходного потенциала и по оптимизации расходов
муниципального образования городской округ Судак Республики Крым на 2018
-
2024 годы
,
утвержденный
распоряжением Администрации города Судака Республики Крым от 10.03.202
0
г. №
143
-
рпредусматривает снижение дебиторской задолженности в 2021 году на 30%
(в 2018
-20200
гг.
-
35%). Однако
,
в течение 4
-
х лет целевой показатель по снижению дебиторской задолженности не
достигается, наблюдается активный ее рост, мероприятия, проводимые в соответствии с Планом, не
приводят к значительному росту доходов местного бюджета за счет снижения дебиторской
задолженности, которая является довольно значительным резервом пополнения доходов.
Кредиторская задолженность
на 01.01.
2022
года составляет30
767
028,21
рублей, что на
3
992
097,07
рублей выше, чем на 01.01.2021
года
(26 774 931,14 рублей). Основную долю
кредиторской задолженности (98%) составляют авансовые платежи по налоговым и неналоговым
6
доходам в сумме 30 159 692,78 рублей.Остальная кредиторская задолженность является текущей,
просроченной
задолженности нет.
Исполнение дорожного фонда по доходам при плане 7 455 140,00 рублей составило 7 598
464,20 рублей. Кассовое исполнение расходов за счет дорожного фонда составило 6 983 773,79
рублей или 93,7%, уточненного плана.
16.
Анализ
расходов на закупки
для муниципальных нужд
показал, что не все бюджетные
ассигнования, предусмотренные решением о бюджете, были включены в план
-
график, кроме того
выявлены факты
нарушения
части 1 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44
-
ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд",
-
осуществление закупок, не предусмотренных планом
-
графиком.
Отсутствует практика проведения совместных закупок для заказчиков
–
бюджетных
учреждений, что
не
обеспечивает эффективное (экономное) использование бюджетных средств,
являющееся
одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации в
соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса.
17.
В ходе проверки бюджетной отчетности ГРБС установлены факты нарушения принципа
эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, выразившееся в
осуществлении избыточных расходов за счет средств бюджета городского округа на общую сумму
741
280,57
рублей (оплата
пеней, штрафов, расходов на исполнительное производство), в том числе
бюджетными учреждениями
–
269
169,07 рублей.
18.
По результатам проверки бюджетной отчетности ГАБС установлены следующие
недостатки и нарушения:
-
нарушениятребований Инструкции 191нпри заполнении отдельных форм бюджетной
отчетности, не повлекшие
грубого искажения показателей форм отчетности;
-
нарушения, ведущие к искажению бюджетной отчетности:
а)
в нарушение п.79, ст. VIII федерального стандарта
бухгалтерского учета
«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного
сектора», утвержденного Приказом МФ РФ от 31.12.2016 № 256н, перед подготовкой годовой
финансовой отчетности:
не проведена инвентаризация дебиторской задолженности по неналоговым доходам
местного бюджета в разрезе каждого должника
на сумму 220 011 796,13
рублей;
не проведена инвентаризация имущества, составляющего муниципальную казну в сумме 10
081 918 409,23 рублей;
не проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства
на сумму
296
839
472,47 рублей
(в бухгалтерском учете числятся расходы в объекты незавершенного
строительства на сумму 157 444 458,00 рублей, произведенные до 2014 года, которые не являются
капитальными вложениями, либо являются капитальными вложениями в объекты, которые по
состоянию на 01.01.2014 года уже не являются муниципальной собственностью. Контрольно
-
счетная палата указывала на необходимость проведения инвентаризации и организацию процедуры
списания расходов со счета 010611000 по результатам экспертно
-
аналитического мероприятия
«Анализ незавершенного строительства и расходов на изготовление проектно
-
сметной
документации в городском округе Судак по состоянию на 01.01.2021
г.» в
июне
2020
года. Однако
рекомендации Палаты до настоящего времени не исполнены, что приводит к искажению
отчетности).
б) в нарушение п.35 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского
учета и отчетности организаций государственного сектора»
,
не поставлены на учет штрафные
санкции за нарушение условий и сроков исполнения контрактов по требованиям об уплате пени,
предъявленным отделами администрации поставщикам (подрядчикам, исполнителям), на общую
сумму 911 870,14 рублей
По результатам экспертно
-
аналитического мероприятия администрации города Судака и
главным распорядителям бюджетных средств были даны рекомендации и предложения.